Розничная торговля - один из наиболее востребованных и динамически развивающихся сегментов на современном рынке. Мы можем наблюдать, как большое количество розничных сетей растут и развиваются, захватывая все больше рынков и регионов, открывая большое количество новых магазинов, осваивая продажу все большего количества различных товаров.
В условиях быстро растущего бизнеса компаниям необходимо иметь инструменты, позволяющие с одной стороны видеть всю картину, происходящую в их цепи поставок в целом, и при этом иметь возможность опуститься до деталей, чтобы понять, какие действия необходимо предпринять в той или иной точке для устранения возникающих сложных ситуаций.
Здесь на помощь приходят системы класса SCM (Supply Chain Management, управления цепями поставок), а также системы планирования, аналитической отчетности и принятия решений.
Данная модель разрабатывалась для компании, имеющей сеть розничных магазинов спортивных товаров и одежды, сеть распределительных центров, снабжающих эти магазины, а также ряд производств, на которых компания размещает заказы на изготовление своей продукции. Сеть магазинов и распределительных центров находится в России и странах СНГ, производство большинства товаров происходит в Китае и других азиатских странах, затем произведенные товары консолидируются на таможенных терминалах и отправляются в контейнерах железнодорожным или морским транспортом на распределительные центры в Россию. Затем товары с распределительных центров поступают в магазины с учетом меняющегося спроса и скорости продаж.
Шаг и горизонт планирования
Для компаний, которые продают сезонные коллекции спортивной одежды, и при этом сами их моделируют, готовят лекала, производят, доставляют и продают конечнму потребителю, цикл планирования должен быть достаточно долгим. В нашей модели 18 месячных периодов, то есть горизонт планирования составляет 1.5 года с шагом 1 месяц. Такая модель позволяет спланировать весь цикл производства и поставки товара, от переговоров и заключения договоров на производство с поставщиками (производителями), до поступления коллекций в магазины к заранее обещанным датам начала продаж коллекций, и продажу их конечным потребителям.
На самом деле реальная модель планирования компании будет выглядеть несколько сложнее, и распадется на несколько "слоев", например, для планирования снабжения сети магазинов с распределительных центров может использоваться модель с недельным шагом планирования и горизонтом в 2-3 месяца, но наша демонстрационная модель имеет ряд упрощений.
Задачи, решаемые моделью
Основные задачи данной модели - оптимизация загрузки доступных ресурсов цепи поставок на всем горизонте планирования. Это означает следующее:
- Выбор оптимального производителя для каждого вида продукции с учетом его цен, доступных производственных мощностей, требованиям к объемам, срокам производства, а также с учетом надежности и качества поставщика.
- Создание оптимального плана производства с учетом загрузки производственных мощностей, себестоимости производства, времени производства и требований к партиям.
- Выбор оптимального вида доставки продукции со склада поставщика до таможенных терминалов и консолидационных центров и формирование отгрузочных партий с учетом правил погрузки товаров.
- Консолидация грузов в точках отгрузки для снижения затрат на перевозку
- Оптимизация загрузки складских площадей в зависимости от спроса, стоимости хранения, и доступных объемов хранения в различных регионах
- Организация перемещений товаров между складами в случае изменения спроса в регионах на разные виды товаров.
- Снижение суммарных затрат на производство, транспортировку и хранение товаров.
Особенности модели цепи поставок Retail.
В демонстрационной модели Retail конечные точки продаж (магазины) группируются по распределительным центрам, с которых они снабжаются. Такое упрощение сделано из соображений, что периодичность пополнения товарами магазинов с распределительного центра в среднем составляет 2-3 дня. Для каких-то регионов это может быть неделя, а для каких-то пополнение запасов в магазинах происходит на ежедневной основе. Очевидно, что такой короткий цикл пополнения магазинов с распределительных центров позволяет в месячной модели планирования консолидировать спрос всех магазинов, снабжаемых с одного распределительного центра, и не учитывать транспортное плечо межну распределительным центром и магазином. 18-месячная модель планирования будет следить за тем, чтобы необходимое количество товаров для удовлетворения спроса всех магазинов было вовремя произведено и доставлено на нужные распределительные центры. Задача своевременного поступления товаров с распределительного центра в магазины решается в рамках другой, более краткосрочной и детальной модели планирования.
Поделиться с друзьями: