Модель цепи поставок FMCG компании

Данная модель цепи поставок применима для компаний со сложной структурой закупок, производства, хранения, транспортировки и сбыта товаров.

Компания может иметь собственные или арендованные производства, транспорт и склады для хранения сырья, незавершенного производства и готовой продукции. Сбыт продукции может осуществляться через сеть розничных магазинов, которые снабжаются товарами с распределительных центров, или любое количество каналов продаж (дистрибуторы, оптовики, интернет продажи и т. д.), то есть модель приминима к мультиканальным компаниям (Omni Channel).

Шаг и горизонт планирования

В модели можно гибко менять шаг и горизонт планирования. Для большинства компаний для тактического планирования шагом будет месяц, неделя или декада (10 дней или 1/3 месяца), а горизонтом планирования может быть от 2-3 месяцев, до полугода или года. Выбор шага и горизонта планирования определяется обычно цикличностью работы цепи поставок, и для большинства компаний полный цикл, от заказа и поставки сырья до продажи товара конечному клиенту может составлять до нескольких месяцев. В случае долгосрочной, стратегической модели шаг и горизонт планирования будут больше.

Структура компании в модели цепи поставок;

Любая компания состоит из различных подразделений, каждое из которых может предоставлять какие-то данные для модели цепи поставок (в частности, свои затраты, ограничения), и получать результаты планирования поставок. 

  • Закупки  - Закупка сырья для производства у различных поставщиков на разных условях по ценам, объемам поставки, закупочным партиям и т. д. Также может закупаться готовая продукция, НЗП, различные комплектующие, расходные материалы и прочее.
  • Производство - В компании может быть одно или несколько предприятий, производящих продукцию, имеющих множество производственных линий, каждая из которых может производить различные виды продукции с разными ограничениями, разной себестоимостью.
  • Транспорт - Доставка сырья до производств, перемещение незавершенной продукции между предприятиями, доставка готовой продукции до распределительных центров и от них, до конечных потребителей. При этом моделироваться могут различные виды транспорта со своими затратами и ограничениями. Транспорт может быть как собственный, так и привлеченный или арендованный.
  • Склады - Хранение сырья на специальных складах и на производстве, незавершенной продукции между переделами производства или на отдельных складах, готовой продукции на складах производства, дистрибуционных центрах, складах партнеров, или в магазинах.
  • Сбыт - Продажи товаров в магазинах, .

 

Справочники, необходимые для работы модели цепи поставок:

Данные справочники описывают основные объекты модели и дают возможность создавать структурированные аналитические отчеты по модели

  • Товары
  • Поставщики
  • Виды транспорта
  • Склады сырья
  • Заводы
  • Производственные ресурсы
  • Распределительные центры
  • Магазины

 

Статические данные, вводимые в модель цепи поставок: 

  • Ограничения поставщиков (минимальные партии закупки, договорные обязательства)
  • Стоимость закупки сырья, НЗП и готовой продукции у поставщиков
  • Производственные рецептуры, Bill Of Materials (BOM)
  • Производственные мощности для каждого производственного ресурса
  • Время производства продукции и переналадки для каждой производственной линии
  • Себестоимость производства каждого вида продукции на каждой линии
  • Ограничения по объему хранения товаров на складах
  • Стоимость хранения товаров на складах 
  • Тарифы на перевозку разными видами транспорта всех видов продукции по направлениям
  • Транспортные ограничения (вместимость разных видов транспорта, ограничения перевозки по направлениям)
  • Отпускные цены на продукцию в магазинах

 

Динамические данные, вводимые в модель цепи поставок:

  • Спрос на продукцию в конечных точках продаж
  • Остатки сырья, НЗП и готовой продукции на складах и разных стадиях производственного цикла
  • Товары в пути - в процессе перевозки, в разных стадиях закупки и заключения договора и т. д.